О плотности тканья

Как выбрать подходящую плотность основы (частоту пробора в бердо)?
Один из наиболее часто задаваемых ткачами вопросов вероятно: «Какую плотность основы мне выбрать для этой пряжи?»
И, конечно, наиболее часто в ответ звучит: «Зависит от того, что вы собираетесь из нее сделать».
Это раздражает, но это так. Плотность (частота пробора в бердо) зависит от трех разных вещей: пряжи, структуры переплетения и конечной цели проекта. Измените один из параметров, и плотность, которую вы успешно использовали ранее, может оказаться менее идеальной на этот раз. Вот почему мантрой ткача является: «Пробуй, пробуй, пробуй!»

Но вы не можете начать пробы за станком, пока у вас нет хотя бы приблизительного представления с чего начать.

Так как же нам заправить станок хоть чем-нибудь? Вот что нужно сделать, чтобы найти нужную плотность.
Пряжа
Для расчёта плотности заправки основы необходимо измерить имеющуюся пряжу следующим образом: возьмите линейку и плотно, виток к витку, намотайте пряжу на неё (нужно 3-4 см) посчитайте сколько витков помещается в 1 см. Для наглядности расчёта я предположу что у вас получилось 10 нитей в 1 см.

Теперь общие правила. Какая должна быть плотность нитей для различных переплетений: -Для полотняного: полученное число нужно умножить на 1/2. (10*1\2 = 5 т.о. нужно пробрать по одной нити в зуб, бердо № 50) -Для саржи 2\2 - число нитей умножаем на коэффициент 2/3 (10*(2/3) = 6,6, по одной нити в зуб. бердо №65) Для основного репса нужно взять плотность основы такую, какая получилась цифра (т.е. в моём примере это по одной нити в бердо №100).

С другой стороны рекомендуют при выработке основного репса пропускать в зуб по 2 или 4 нити основы, т.о. можно для плотности 10 нитей в 1 см использовать бердо №50 - по 2 нити в зуб, или №25 по 4 нити в зуб. Толщина утка может быть такой же как и основы, но лучше взять чуть тоньше. Прибивать нужно с большей силой чем обычно. Во многом получение основного репса на станке похоже на ткачество поясов.
Структура
Мы уже упоминали, что для разных переплетений подходит разная частота пробора нитей. В основе этой разницы лежит количество перекрытий в переплетении, то есть сколько раз уток огибает сверху и снизу нити основы. Чем больше перекрытий, тем больше пространства требуется уточной нити, чтобы пройти сквозь нити основы.

В полотняном переплетении уток проходит над и под каждой нитью основы отдельно. Таким образом, нити очень часто переплетаются. В саржевых переплетениях уток, как правило, проходит через группу из двух-трех нитей основы, так что пересечения более редки. Благодаря этому саржевые ткани так приятны на ощупь, но основа для саржи должна быть гуще, чем для полотняного переплетения, иначе ткань выйдет неряшливой и расползающейся.
Пример с фото:

чёрная нитка (двойная) 5 оборотов, предположим ткём полотно
5/2 =2,5
2,5*10 = 25 (бердо)

белая нитка 14 оборов, предположим ткём полотно
14/2 = 7
7*10 = 70 (бердо)


Цель проекта
В конечном счете, ваша пряжа и выбранное вами переплетение предназначены служить вашей задумке. Техническая информация даст вам отправную точку, но после вы должны подумать о том, чего хотите достичь. Вы действительно хотите сбалансированную саржу? Многие ткачи предпочитают саржу с ярче выраженной основой, которая придаёт красивую рельефность, а для этого нужно сделать плотность основы несколько больше, чем рекомендованное число.

Планируете ли вы шить что-то из вашей ткани? Рекомендуемая плотность пробора может быть идеальной для шарфа, но если вы хотите сшить одежду, то ваша ткань должна быть намного более прочно сплетенной: вы наверняка захотите значительно повысить плотность.

Свои первые метры ткани для одежды я ткала с помощью тенсела 8/2 в основе. Я начала делать образцы с предложенной плотностью для саржи в 24 нитей/дюйм, постепенно повышая ее, пока не остановилась на 32 нитей/дюйм. А когда я начала шить из этой ткани, я поняла, что 36 нитей/дюйм было бы лучше! Так что подумайте над увеличением плотности на 25-30%, если хотите иметь возможность кроить и шить из вашей сотканной вручную ткани.

С другой стороны, если вы ткете ажурный летний шарф, то, возможно, вы хотите показать красоту кружевного рисунка с помощью более редкого пробора.

В заключение, не забывайте, что вы должны будете подстроить силу прибоя, чтобы уток соответствовал вашей плотности основы. Плотно сотканное полотно требует сильной пробивки, в то время как тонкой легкой материи необходимо более нежное прижатие нитей бердом.
(Перевод статьи с ткацких блогов на craftsy.com) Материал взят со страницы сообщества «Мастера современного ткачества»
Made on
Tilda